Скрыть
Раскрыть

ISSN 1998-0663 (print),
ISSN 2587-8166 (online)

English version: ISSN 2587-814X (print),
ISSN 2587-8158 (online)

Жаров В. К.1, Таратухина Ю. В.2
  • 1 Российский государственный гуманитарный университет, 125993, Москва, Миусская площадь, 6
  • 2 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20

Поликультурная учебная среда: Проблемы и особенности трансфера знаний

2016. № 2 (36). С. 63–70 [содержание номера]

Жаров Валентин Константинович - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой фундаментальной и прикладной математики, Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: 125993, г. Москва, Миусская площадь, 6
E-mail: valcon@mail.ru

Таратухина Юлия Валерьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
E-mail: jtaratuhina@hse.ru

      В современном обществе преподавателям часто приходится сталкиваться с поликультурной студенческой аудиторией, как в традиционном формате, так и в процессе онлайн-обучения. Культура каждой страны, так или иначе, отражается на образовательном процессе и во многом обуславливает его. Это, в свою очередь, влечет специфичность учебного контента, целей, ценностей и задач образования, методов обучения, педагогического дискурса, специфики выстраивания образовательной траектории и т.д.
      В настоящей работе прослеживается взаимосвязь влияния культуры на образовательные практики, выраженное в целевом, ценностном и коммуникационном форматах. Многие педагоги в качестве основной проблемы в данном контексте, помимо когнитивной, коммуникативной и психолого-педагогической специфики, выделяют проблему конструктивного трансфера знаний в поликультурной учебной среде. При этом под поликультурной средой мы подразумеваем не только национальные различия, но и различный предшествующий профессиональный «бэкграунд» (это касается студентов магистерских программ и т.д.).
      В данной работе мы делимся опытом выделения критериев для возможности  построения культурно-когнитивной модели общения со студентами (тактических и стратегических приемов развития различных типов дискурса), с целью оптимизации учебного процесса в поликультурной среде. Критерии, по которым должна строиться поликультурная образовательная среда новой формации, способная обеспечивать конструктивный трансфер знаний, представляются следующим образом: коммуникационный критерий (изменение традиционных форм коммуникации в системе «преподаватель – студент»), методический (появление культурно-адаптивных методов работы с учебной информацией), контентный (дифференциация и возможная неоднородность учебного контента в образовательном процессе) и информационный (разработка и использование образовательных ресурсов, учитывающих культурную специфику восприятия и работы с информацией). Перечисленные пункты, в свою очередь, не могут не отразиться на трансформации некоторых институтов существующей информационно-педагогической среды. 

Библиографическое описание:

Zharov V.K., Taratuhina J.V. Multicultural teaching environment: Problems and specifics of knowledge transfer // Business Informatics. 2014. No. 2 (36). P. 63–70.
DOI: 10.17323/1998-0663.2016.2.63.70. 

BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss