Жаров Валентин Константинович - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой фундаментальной и прикладной математики, Российский государственный гуманитарный университет Адрес: 125993, г. Москва, Миусская площадь, 6 E-mail: valcon@mail.ru
Таратухина Юлия Валерьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 E-mail: jtaratuhina@hse.ru
В современном обществе преподавателям часто приходится сталкиваться с поликультурной студенческой аудиторией, как в традиционном формате, так и в процессе онлайн-обучения. Культура каждой страны, так или иначе, отражается на образовательном процессе и во многом обуславливает его. Это, в свою очередь, влечет специфичность учебного контента, целей, ценностей и задач образования, методов обучения, педагогического дискурса, специфики выстраивания образовательной траектории и т.д. В настоящей работе прослеживается взаимосвязь влияния культуры на образовательные практики, выраженное в целевом, ценностном и коммуникационном форматах. Многие педагоги в качестве основной проблемы в данном контексте, помимо когнитивной, коммуникативной и психолого-педагогической специфики, выделяют проблему конструктивного трансфера знаний в поликультурной учебной среде. При этом под поликультурной средой мы подразумеваем не только национальные различия, но и различный предшествующий профессиональный «бэкграунд» (это касается студентов магистерских программ и т.д.). В данной работе мы делимся опытом выделения критериев для возможности построения культурно-когнитивной модели общения со студентами (тактических и стратегических приемов развития различных типов дискурса), с целью оптимизации учебного процесса в поликультурной среде. Критерии, по которым должна строиться поликультурная образовательная среда новой формации, способная обеспечивать конструктивный трансфер знаний, представляются следующим образом: коммуникационный критерий (изменение традиционных форм коммуникации в системе «преподаватель – студент»), методический (появление культурно-адаптивных методов работы с учебной информацией), контентный (дифференциация и возможная неоднородность учебного контента в образовательном процессе) и информационный (разработка и использование образовательных ресурсов, учитывающих культурную специфику восприятия и работы с информацией). Перечисленные пункты, в свою очередь, не могут не отразиться на трансформации некоторых институтов существующей информационно-педагогической среды.
Библиографическое описание:
Zharov V.K., Taratuhina J.V. Multicultural teaching environment: Problems and specifics of knowledge transfer // Business Informatics. 2014. No. 2 (36). P. 63–70. DOI: 10.17323/1998-0663.2016.2.63.70.